
Французская певица ZAZ приезжает в Казахстан с большим сольным концертом: 19 июня в Астане, 21 июня в Алматы. В преддверии ее выступления, ELLE Kazakhstan поговорил с ней о творческом пути, любви к «Je veux» и первом модном показе.
Мы созваниваемся с ZAZ по Zoom, и у нас есть всего полчаса, чтобы поговорить обо всем. Изабель Жеффруа, известная всему миру как ZAZ, впервые едет в Казахстан с большим сольным концертом. Я сразу же признаюсь, что жду ее выступления с нетерпением, а Изабель отвечает тем же. Говорит, что очень взволнована, ведь это новая для нее страна, новая культура, новая публика. А еще это ее первое интервью для казахстанского медиа, поэтому она намерена рассказать обо всем, что успеет. Настроившись на общую волну, мы начинаем…
В Казахстане есть люди, как я, например, кто следит за вашим творчеством и знает практически каждую песню наизусть. И есть те, кто говорит: «А, ZAZ, это которая поет «Je veux»? Расскажите, кто такая ZAZ?
Я — огромный шар энергии! (смеется) Я обожаю петь, обожаю музыку, обожаю играть с музыкантами, делиться своим творчеством со слушателями. Мне хочется принести в этот мир что-то светлое, веселое. Своей музыкой я хочу донести до других, что можно жить счастливо, что страдать или быть в позиции жертвы — вовсе необязательно. Можно быть свободным, если ты выбираешь свободу. Конечно, все это внутренняя работа, работа с самим собой, со знанием себя, с любовью к себе. Я обычный человек, как все. Я живу свою жизнь, как и все остальные. Пытаюсь позволить людям узнать себя через свои песни. Пытаюсь показать, что внутри каждого скрыта большая сила. И осознание этой силы — самая быстрая дорога к свободе.
Вы начинали как уличный музыкант. Сами учились петь и играть на гитаре?
Почему-то все считают, что мой творческий путь начался с выступлений на улице, но на самом деле так сложились обстоятельства. До того момента на Монмартре (первое видео ZAZ на YouTube — где она поет «Je veux» на Монмартре — прим.ред.) произошло множество вещей. Я училась в консерватории, играла в оркестре, в блюзовой и джазовой группе. Потом я переехала в Париж, где работала в кабаре Pianobar, но отношение ко мне там было не самым приятным. Тогда я решила: пусть у меня не будет денег, но я не стану это терпеть. И ушла. Денег на жизнь действительно не стало, и тогда мы решили с моими парижскими друзьями идти играть на улицах. Вначале мы играли в метро, но мне там не сильно нравилось. Мы выбирали разные места в городе, но не очень-то преуспевали. И однажды мы оказались на Монмартре. Это было попадание в цель! Нас очень тепло приняли и художники, и туристы. Именно там обо мне узнала публика. О, кстати, до того, как стать известной, я даже играла и пела во Владивостоке.
Серьезно? В России?
Да, это забавная история. Я пела в Pianobar, когда ко мне подошел мужчина со словами: «Я директор Alliance Francaise Владивосток, ты бы не хотела поехать и дать там пару концертов?» Я, естественно, отказалась, не хотела никуда ехать одна. Со мной был пианист, я предложила ему пойти и посмотреть, насколько серьезно говорит тот мужчина. В итоге мы поехали, дали 13 концертов за 14 дней. Был декабрь, стояли нереальные холода. Мы также проехались по транссибирской магистрали, я даже медитировала с шаманом на берегу Байкала. И это при том, что у меня даже не было своего альбома, всего несколько песен: «Je veux», «Les passant» и каверы на известные французские песни. Но уличные выступления не были началом. Это был выбор.
Своей музыкой я хочу донести до других, что можно жить счастливо, что страдать или быть в позиции жертвы — вовсе не обязательно.
ZAZ
Ваш путь был просто невероятным. Очень долгим и интересным…
Да-да, но начиналось все с консерватории, куда родители отдали нас с братом и сестрой. Это было очень академическое образование, но оно дало мне базу, я изучила ноты, тональности, можно считать, что было полезно.
Что вы почувствовали, когда после этого сложного пути внезапно (можно ли действительно сказать, что внезапно) стали звездой?
Да, это все-таки случилось внезапно. Однажды мы просто уехали отдыхать с моим молодым человеком (уже бывшим — прим.ред.), а когда вернулись, услышали по радио мою песню. И я такая: «Вау!» (смеется). Это было странно. Потом мои видео на YouTube стали набирать все больше и больше просмотров.
Да, я помню, как популярно было видео на песню «Je veux».
А потом это видео внезапно исчезло. Мы снова загрузили его 4 года назад, но уже, конечно, нет того количества просмотров. Эта песня была очень популярна. Кстати, однажды мне прислали видео с выступлением одной девочки на The Voice Kazakhstan, которая пела «Je veux». Невероятно осознавать, что твоя песня просто повсюду.
Если быть честной, мне немного надоела «Je veux». Периодически на каких-либо семейных мероприятиях или просто в кругу друзей есть кто-то, кто говорит: «Ой, а спой эту песню ZAZ». И я думаю: «Ну почему это всегда «Je veux»? У ZAZ множество других прекрасных песен!»
(Смеется). У меня часто спрашивают: «Тебе не надоело еще петь «Je veux» на каждом концерте?». Наоборот! Сегодня, когда у меня появились деньги, эта песня стала иметь еще больше смысла. Деньги — это энергия. Я задумываюсь: если бы я осталась петь в том кабаре, если бы не решилась потом выступать на улицах, была бы я счастлива? Было бы у меня все то, что я имею? Эта песня о том, что нужно слушать свою интуицию, даже если иногда это бывает сложно и страшно. Нужно уважать себя и идти туда, куда велит сердце. Сегодня, когда я пою эту песню на концертах, я чувствую как люди зажигаются, как они радуются. Это просто невероятно иметь таких слушателей.
Ваша музыка — невероятный микс разных стилей. Как думаете, почему слушатели вас любят?
Поэтому и любят (смеется). Потому что в моей музыке сочетаются разные вещи. Есть что-то современное, что-то из старых французских песен. Есть переплетения прошлого и будущего, новое музыкальное звучание. Плюс я всегда пытаюсь передать и объяснить свои ценности. Мне кажется, все мы в этой жизни стараемся как-то разделить друг с другом эмоции, узнать себя, друг друга и мир получше. Я вот очень чувствительная. И мне кажется, что даже если человек не знает ничего о моей жизни, не понимает точно слов, он чувствует это в песнях. Ощущает, что мне довелось пережить. Мне многие говорят: «Ты спасла мне жизнь!» Но это не я спасла им жизнь, просто в песнях они нашли что-то похожее на свою ситуацию и почувствовали, что не одиноки в этом мире. Что есть кто-то, кто переживал похожий опыт. Музыка — это искусство, которое сопровождает нас. Когда ты счастлив, ты слушаешь музыку. Когда тебе грустно — ты слушаешь музыку. Своими песнями я словно становлюсь частью жизни своих слушателей.
«Музыка — это искусство, которое сопровождает нас».
ZAZ
Вы сами пишете песни? Есть композиции, адресованные кому-либо?
По-разному. Иногда я пишу текст, кто-то пишет музыку, иногда наоборот. Есть песни, где мои и текст, и музыка. Иногда я получаю готовую песню и редактирую какие-то фразы, слова, меняю что-то в мелодии. Мне кажется, почти все мои песни посвящены кому-то. «Ce que tu es dans ma vie» посвящена моей падчерице, есть песня, посвященная будущему ребенку — «Demain c’et toi». «Le longue de la route» я посвятила одному члену своей семьи, это песня об энергии прощения. «Comme tu voudras» посвящена моему отцу. Многие песни просто о любви. Песня «Résigne-moi» посвящена моему бывшему молодому человеку, с которым у нас не получилось быть вместе, это было невозможно. Иногда я посвящаю песни себе, иногда — просто людям.
Получается каждая песня хранит в себе свою историю…
Да, и каждый интерпретирует их по-своему. К примеру, кто-то думает, что песня «Si jamais j’oublie» о болезни Альцгеймера. Хотя на самом деле в ней говорится о моменте, когда теряешь себя, когда больше не знаешь, куда идти, чувствуешь себя потерянным. Но что примечательно, в каждой песне каждый видит что-то свое.
Мои любимые ваши песни — «Éblouie par la nuit», «Demain c’est toi» и «Tout la haut». А какие ваши песни больше всего нравятся вам?
Ох, «Tout la haut» — потрясающая песня. Она о трудностях, с которыми сталкиваешься, и тебе кажется, что ты никогда из них не выберешься, что это черная дыра. Тебе в какой-то момент даже хочется умереть. Но, неизвестно при помощи какого чуда, у тебя получается выбраться. Это очень светлая песня. Она о смерти и возрождении. Не могу сказать, что это моя любимая песня. Вообще они постоянно меняются. Есть песни, которые я люблю петь на концертах, потому что когда я их пою, случается какая-то магия.
Если бы вы не связали свою жизнь с музыкой, кем бы стали?
Я бы хотела работать с энергиями. Я люблю делать массаж. Я очень тактильный человек. С самого детства у меня получается читать людей, разрешать неразрешимые ситуации. У меня получается видеть то, что другие не видят, видеть то, что скрыто.Я очень чувствительна к энергии, ко всему, что не видно человеческому глазу. Мне нравится идея жизни после смерти, я прочитала много книг на эту тему: о медиумах, древних цивилизациях, истории религий. Это меня зажигает. Я люблю растения, природу, я немного ведьма (смеется).
А чем еще занимаетесь в обычной жизни? Что читаете, что смотрите?
Я много занимаюсь спортом, люблю смотреть фильмы, сериалы. Обожаю горы, люблю ходить в походы, мне нравится хайкинг. Занимаюсь боксом, кунг-фу, йогой.
Даже кунг-фу?
Да, я же замужем за моим тренером по кунг-фу (смеется). Я еще рисую. Люблю делать что-то руками, люблю текстуры, ткани.


Раз уж мы заговорили о тканях, спрошу. А вы следите за модой? Обычно француженки более свободны в этом плане, они спокойно относятся к трендам и брендам.
Раньше мне было все равно. С тех пор, как я стала известной, мой образ стал частью профессии. Я поняла, что картинка очень важна. И стала пробовать разные стили, но чувствовала себя не в своей тарелке. Сейчас я воспринимаю это как игру, как будто я подарок, который нужно упаковать. И мне это нравится. Мода — это искусство. Однажды я познакомилась с дизайнером Clara Daguin, которая делает невероятные сияющие платья. Мне захотелось такое же. Я решила выступить в нем на одном из концертов. Клара создала для меня сияющее платье, но задуманный на концерте перфоманс не случился. Платье я решила все-таки сохранить, оно ведь было сделано специально для меня. И через год Клара мне говорит: «У меня будет первый модный показ, ты не могла бы пройтись по подиуму в этом платье?». И так я оказалась на Неделе моды! Это было невероятно. Я на Неделе моды, в кутюрном платье, с гигантскими ногтями и на огромных каблуках! Я была так горда и так счастлива, и за себя, и за нее.



А в обычной жизни вы за комфорт или за…
О, я, конечно, за комфорт. Я никогда не покупаю вещь только потому что она известного бренда. Если я покупаю что-то действительно дорогое, то только потому что считаю это произведением искусства. Мне кажется глупым покупать что-то только потому что это считается люксом. Вещи должны приносить удовольствие. Не понимаю людей, которые покупают, допустим, часы только чтобы показать, что у них есть деньги купить дорогие часы. Это не моя философия жизни. Я не нуждаюсь в том, чтобы доказывать кому-то, что у меня есть деньги. Моя ценность не в том, что у меня есть деньги. А наоборот, у меня есть деньги, потому что я и без них представляю из себя какую-то ценность. Мне нравится иметь деньги, они позволяют творить больше, делать что-то красивое на сцене.
19 июня вы даете концерт в ЦКЗ «Казахстан» в Астане, а 21 июня — во Дворце Республики в Алматы. Думаю, нас ждет определенно что-то красивое… Сюрпризы будут?
Я не могу сказать, это же сюрприз! Хочу, чтобы это было сюрпризом и для тебя! Будет праздник музыки.
Интервью: Дария Ногаева-Алишкевич
Фото предоставлены пресс-офисом
Благодарим за организацию интервью Карину Сеилову